Уполномоченный по правам ребёнка

в Ямало-Ненецком автономном округе

Примерные критерии, предъявляемые к городу, доброжелательному к детям

Направление 1. Наилучшие условия для рождения и начала жизни (демографическая политика, дружественная к детям).

  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и рекомендациями ВОЗ;
  • снижение количества абортов, в том числе среди первобеременных;
  • снижение числа детей, инфицированных матерями вирусом ВИЧ/СПИД.

Направление 2. Охрана здоровья и здоровый образ жизни политика укрепления здоровья подрастающего поколения).

  • снижение заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста, в том числе по наиболее распространенным группам заболеваний;
  • 100-процентное укомплектование детских поликлиник участковыми педиатрами и ликвидация очередей на прием к детскому врачу;
  • снижение доли несовершеннолетних, заболевших болезнями, передающимися половым путем;
  • повышение охвата детского населения физкультурно-оздоровительными мероприятиями, спортивными состязаниями  и конкурсами, рост  посещаемости на регулярной основе спортивных клубов, кружков, секций;
  • рост числа оснащенных современным спортивным оборудованием детских физкультурных  объектов  (в   том  числе  принадлежащих   образовательным учреждениям): спортивных и тренажерных залов, бассейнов и т.д.;
  • обеспечение   доступности    детского   отдыха    и    оздоровления, санаторно-курортного обслуживания всем категориям детей.
  • поддержка   сети   летних   лагерей,   обеспечивающих    полноценные возможности для отдыха, спортивной и творческой деятельности учащихся, их образовательного консультирования.

Направление 3. Ребенок в семейном окружении (политика поддержки семей с детьми и заботы о семейном устройстве всех детей).

  • снижение  доли  многодетных   семей  с  результирующим   (включая социальные  выплаты  и  услуг)  доходом  на члена семьи ниже прожиточного минимума;
  • рост  числа  семей  с  детьми, которые воспользовались различными кредитными  программами  (в  том  числе  образовательными  и   ипотечными кредитами);
  • объем  субсидий на  оплату жилого  помещения и  коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
  • увеличение числа молодых семей, проживающих в отдельных  квартирах;
  • снижение количества разводов — сокращение количества воспитанников специализированных  учреждений для детей-сирот;
  • увеличение  числа  детей-сирот,  а  также  детей,  оставшихся без попечения родителей, помещенных в  альтернативные семьи, в том  числе под опеку и попечительство в приемные семьи;
  • рост доли детей, возвратившихся в биологические семьи в результате предоставления эффективных реабилитационных услуг (в процентах от  общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Направление 4. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей)

  • среднедушевой доход выше  прожиточного минимума и его  тенденция к росту во всех семьях, воспитывающих ребенка-инвалида;
  • сокращение доли детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей и живущих в домах-интернатах;
  • повышение охвата социальными услугами семей с детьми-инвалидами и расширение ассортимента предоставляемых таким семьям услуг;
  • обеспечение  всех  семей  с  детьми-инвалидами адресной помощью в целях обеспечения лечебной, реабилитационной и образовательной  поддержки детей;
  • обеспечение  всех  детей-инвалидов  реабилитационными  услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
  • обеспечение   всех  детей-инвалидов   необходимыми   техническими средствами реабилитации;
  • рост   доли   детей-инвалидов,   участвующих в дистанционных образовательных программах и проектах, сетевых культурных инициативах;
  • рост  доли детей-инвалидов,  участвующих в  различных культурных и спортивных мероприятиях, общественной жизни города;
  • число бесплатных и льготных путевок санаторно-курортного лечения, выделяемых детям-инвалидам;
  • рост  доли  молодых  людей  -  инвалидов,  работающих на условиях частичной и полной занятости;
  • приспособленность жилых  домов, общественных мест  и общественного транспорта к нуждам людей  с ограниченными  возможностями;
  • рост числа общественных организаций,  инициатив, проектов, благотворительных акций,  имеющих целью  поддержку детей  с ограниченными возможностями.

Направление   5.   Ребенок   в   образовательной   среде   (открытая образовательная  политика, направленная  на  развитие  потенциала   всех детей).

  • рост охвата детей дошкольного возраста услугами в сфере временного содержания, ухода, воспитания и развития;
  • снижение очередей в учреждения дошкольного образования;
  • наличие мест в детских садах, находящихся в пешей доступности для ребенка;
  • рост числа дошкольных образовательных организаций всех форм (государственных, частных), развитие гибких форм предоставления услуг  по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
  • рост доли детей, вернувшихся в школу, из числа не посещавших школу без уважительных причин;
  • объем образовательных программ, реализуемых в рамках дополнительного  образования,  и  объемные показатели  участия  в них учащихся;
  • рост   доли  школ,   реализующих  программы   предпрофильного   и профильного  обучения,  дополнительного  образования и допрофессиональной подготовки, а  также рост  количества таких  программ в  среднем на  одну школу;
  • снижение  доли  учащихся,  неуспевающих  по одному или нескольким предметам школьной программы, остающихся на второй год обучения;
  • увеличение количества  единиц компьютерной техники  и лицензионных копий  программного  обеспечения  (включая  свободно  распространяемого), используемого в школах;
  • рост  доли предметных  кабинетов, оснащенных  в  соответствии с современными стандартами на условия обучения;
  • рост   объема   повышения   квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования,  планируемых и осуществляющихся  в соответствии с планами и нормативами по приоритетным направлениям;
  • снижение  количества  чрезвычайных  ситуаций,  угрожающих жизни и здоровью детей, в школах;
  • рост числа одаренных детей школьного возраста, получивших моральное и   материальное поощрение за высокие результаты в интеллектуальной и творческой деятельности, в том числе участвующих в предметных олимпиадах и всероссийских  конкурсах.

Направление 6. Ребенок в культурной среде (политика участия детей в культурной жизни города).

  • рост числа детских и молодежных культурных инициатив и проектов -   увеличение количества образовательных, просветительских  и воспитательных программ для  детей и подростков;
  • рост посещаемости детских библиотек;
  • увеличение числа проводимых на базе детских библиотек мероприятий, направленных  на  развитие  детского  чтения  и  слушания  художественной литературы;
  • рост доли детей  и подростков, задействованных в  различных формах клубной, кружковой, студийной работы вне школы.

Направление  7.  Ребенок  в  социальном  окружении (политика участия детей в  жизни города  и принятии  решений, касающихся  их жизни в семье, школе, обществе и государстве).

  • рост числа участников детских общественных объединений и участников    мероприятий, организованных детскими общественными объединениями;
  • рост числа детей и подростков, принявших участие в обсуждении вопросов, связанных с положением детей;
  • количество разработанных и внедренных механизмов участия детей  и подростков в управлении городом;
  • рост  активности и  числа содержательных  предложений и  дискуссий детей  и  подростков  на  интернет-порталах органов местного самоуправления;
  • уровень вовлеченности детей  и подростков из маргинальных  групп и групп  риска  (инвалидов,  ВИЧ-инфицированных,  детей  из приемных семей, детей мигрантов) в процесс принятия решений по вопросам детства;
  • исключение доступности табачных изделий и алкоголя для несовершеннолетних.

Направление 8. Ребенок в мире новых технологий (политика обеспечения доступа  к  достижениям  научно-технического  прогресса  и информационным технологиям для всех детей).

  • рост доли детей, имеющих доступ к интернету;
  • рост количества детских интернет-проектов,  а  также социально значимых   проектов и программ детских общественных  организаций, направленных на улучшение окружающей жизни;
  • рост доли информационного потока, посвященного науке и  технологии в электронных и печатных СМИ.

Направление   9.   Ребенок   в   городском   пространстве  (политика обеспечения прав и интересов детей в городской инфраструктуре и природной среде).

  • рост  доли  подъездов  жилых  домов,  оборудованных  пандусами  и полозьями  для   детских  колясок,   площадками  для   хранения  колясок, велосипедов и другого детского инвентаря;
  • рост доли подъездов жилых домов, оборудованных запирающими устройствами, камерами  видеонаблюдения, средствами  оперативной связи  с органами правопорядка, помещениями для консьержа (дежурного по подъезду);
  • снижение уровня травматизма детей;
  • снижение уровня зарегистрированных преступлений против детей;
  • рост числа дворовых территорий, обеспеченных полностью оборудованными  детскими  игровыми  и  спортивными  площадками,  камерами видеонаблюдения;
  • снижение количества ДТП с участием детей- рост сети пешеходных переходов, искусственных неровностей («лежачих полицейских»), дорожек для безопасного перемещения на велосипедах;
  • увеличение  количества  проектов  участия  детей  и  подростков  в мероприятиях по охране окружающей среды и историко-культурного наследия города,  благоустройству городских территорий.

Направление  10.  Ребенок  в  трудной  жизненной  ситуации(политика поддержки и адаптации)

  • сокращение числа детей и подростков, умерших в результате насилия;
  • повышение  доступности  для  детей  -  жертв  насилия  и их семей специализированной  помощи  по  реабилитации  и  преодолению последствий насилия;
  • снижение числа выявленных несовершеннолетних наркопотребителей в процентах к общему количеству граждан указанной категории, в том числе поставленных на профилактический учет;
  • снижение показателей детской и подростковой преступности;
  • снижение числа рецидивов среди выпускников закрытых исправительных учреждений для несовершеннолетних.