Уполномоченный по правам ребёнка

в Ямало-Ненецком автономном округе

Основные тезисы и программа действий «Городов, доброжелательных к детям»

ГОРОДА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ К ДЕТЯМ -  СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОЦЕССА ПО СОЗДАНИЮ
МИРА, ПРИГОДНОГО ДЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На заключительном заседании Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года были единодушно приняты Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей».

Создание города, доброжелательного к детям:

  1. процесс выполнения положений Конвенции о правах ребенка под руководством местных органов власти;
  2. процесс, реализуемый на практике, в котором должны активно участвовать дети.

Город, доброжелательный к ребенку

  1. не концепция идеального города
  2. определенная программа действий, призванная помочь любому городу стать более доброжелательным к детям во всех аспектах, касающихся управления, экологии и услуг
  3. описание в общих чертах  «строительных блоков» — структур и деятельности местной власти, необходимых для активного вовлечения

Город, доброжелательный к ребенку
гарантирует право каждого молодого гражданина

  1. Оказывать влияние на принятие решений, касающихся их города.
  2. Высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели видеть свой город.
  3. Участвовать в культурной и социальной жизни города.
  4. Участвовать в жизни семьи, сообщества  и в социальной жизни города.

Город доброжелательный к ребенку
гарантирует право каждого молодого гражданина

  1. Быть защищенным от эксплуатации, насилия и жестокого обращения.
  2. Быть равноправным гражданином своего города и пользоваться всеми его услугами   независимо от этнического происхождения, религиозной принадлежности, уровня дохода, пола или ограничений дееспособности.
  3. Иметь доступ к основным услугам (медицинское обслуживание, образование, жилье).
  4. Пользоваться безопасной питьевой водой и иметь доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим условиям.
  5. Иметь озелененные территории для растений и животных.
  6. Самостоятельно передвигаться по улицам города без риска для жизни.
  7. Встречаться и играть со своими друзьями.
  8. Жить в городе с незагрязненной окружающей средой.

«Строительный» процесс города доброжелательного к ребенку
Инициаторами кампаний могут быть:

  1. сами дети;
  2. детские организации;
  3. неправительственные организации;
  4. правозащитные учреждения, например, уполномоченные по правам детей.

Строительные процессы
города, доброжелательного к ребенку:

«строительный» процесс СВЕРХУ- ВНИЗ:

- мэр города издает указ;
- идет активная координация с вовлечением администрации на всех уровнях и всех близлежащих к городу территорий.

 «строительный» процесс СНИЗУ-ВВЕРХ:

- начинание на уровне жилого района, инициированное детьми, заявляющими о своих правах;
- начинание на уровне жилого района, инициированное взрослыми и направленное на улучшение жизни детей территории;
-такая инициатива потенциально может распространиться на весь город;
-в большинстве случаев — комбинация усилий, сочетающая самые различные подходы.

 «строительный» процесс можно «строить» город, развивая другие, дружественные к детям инициативы:

  1. больницы и школы, доброжелательные к детям;
  2. экологические проекты;
  3. программы по обеспечению чистой водой и соблюдению санитарных норм.

Основополагающие принципы при создании города,
 доброжелательного к ребенку

            Недопущение дискриминации (Статья 2 Конвенции)

  1. Необходимо выявлять и обращать особое внимание на любые случаи дискриминации в отношении детей при реализации их прав.
  2. Дети подвергаются дискриминации в самых различных формах.
  3. Дети, живущие на улице, дети с ограниченными возможностями, дети из групп этнических меньшинств или каких-либо других групп населения, а также работающие дети.

       Наилучшее обеспечение интересов ребенка (Статья 3 Конвенции)

  1. «Главное – детям», «Интересы ребенка – превыше всего».
  2. Гарантируется, что «во всех действиях в отношении детей» первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
  3.   Во всех муниципальных учреждениях и на всех уровнях муниципальной власти должно быть понимание той степени воздействия, которое существующая политика и вновь предпринимаемые политические шаги имеют на детей.

            Право каждого ребенка на жизнь и развитие в максимально возможной степени (Статья 6 Конвенции)

  1. Обеспечить  в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие всех детей в городе.
  2. «Здоровое развитие» — означает физическое, интеллектуальное, духовное, моральное, психологическое и социальное развитие.

            Право ребенка быть выслушанным и уважение взглядов ребенка (Статья 12 Конвенции)

  1. Детей видно и слышно;
  2. Поощряется их активное участие в жизни города;
  3. Обеспечивается право детей свободно выражать свои взгляды «по всем вопросам, затрагивающим ребенка»;
  4. Взглядам детей уделяется должное внимание на всех уровнях – в органах муницпальной власти, в местах проживания детей, в школах и семьях.

Механизмы реализации стратегии органами власти на местах

1-Координация;
2- Полномочия координационной структуры на самом высоком политическом уровне и прямой доступ к администрации;
3-Постоянный мониторинг и контроль;
4-Обязательный учет интересов детей при составлении бюджета – финансирование инициатив и программ, доброжелательных к детям;
5-Отчетность;
6-Информирование о правах детей;

Участие детей: содействие активному участию детей в решении вопросов,  имеющих к ним отношение; необходимость учитывать мнение и взгляды детей при принятии решений.

Законодательная база,  доброжелательная к детям: наличие законодательства, нормативных положений и процедур, которые последовательно содействуют защите прав всех детей.
            
Стратегия по защите прав ребенка в масштабах всего города:разработка детальной и всесторонней стратегии или повестки дня по созданию ГДД в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Структура по содействию реализации прав детей или координирующий механизм: создание постоянно действующих структур в органах власти на местах с целью приоритетного рассмотрения всех вопросов в интересах детей.

Анализ текущей ситуации в отношении детей и оценка результатов воздействия: обеспечение мониторинга и контроля законодательства. Политики и практики в процессе реализации Конвенции.

Бюджет в интересах детей: обеспечение необходимых ресурсов и проведение анализа бюджетных средств в интересах детей.

Регулярный выпуск доклада «Положение детей в городе»:обеспечение эффективной работы механизмов по мониторингу и сбору данных, касающихся положения детей и их прав.

Повышение осведомленности: повышение осведомленности среди взрослых и детей в отношении вопросов, связанных с правами детей.

Независимая информационно-просветительская деятельность в интересах детей: оказание помощи и поддержки неправительственным организациям и развивающимся.