Уполномоченный по правам ребёнка

в Ямало-Ненецком автономном округе

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Согласно статье 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, причем это право «включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка» (пункт 1 статьи 13 Конвенции ООН о правах ребенка). Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только такие, которые предусмотрены законом и которые необходимы: для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, а также здоровья или нравственности населения (пункт 2 статьи 13 Конвенции ООН о правах ребенка).

В соответствии со статьей 17 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязуются признавать важную роль средств массовой информации и обеспечивать, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) способствуют обращению средствами массовой информации особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

С учетом изложенного необходимо сделать следующий вывод. Конвенция ООН о правах ребенка, являющаяся частью правовой системы Российской Федерации, закрепляет один из принципов согласно которому ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, причем это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Действующее российское законодательство не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность. Такое положение содержит в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, «фильтровать» предоставляемую ему информацию, критически воспринимать направленные на него действия других лиц.

Поэтому необходимы надлежащие принципы защиты детей в области массовой информации, но эти принципы не должны нести только элементы запрета. Они должны выражаться в деятельности по формированию информационного пространства в интересах детей, интересного детям и доступного детям, в обучении и мотивации подрастающего поколения к потреблению качественного информационного продукта и способам его распознавания. 

Каждый из нас должен проявлять активную принципиальную позицию по вопросам влияния деятельности информационных ресурсов на здоровье, развитие и воспитание ребенка и предпринимать определённые действия, направленные на достижение данных целей.

СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают.

Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование. Этот виртуальный мир может сформировать жизни детей так же, как и настоящая жизнь, в нем есть то же давление: как приспособиться, быть невозмутимым и иметь много друзей.

Ответом на такое положение дел является обучение детей критическому отношению к средствам массовой коммуникации. Медиаобразование направлено на то, чтобы все дети и, при возможности, и взрослые, осознали важность и влияние СМИ. Такое обучение акцентирует внимание детей на том, что они видят и как это может повлиять на них.

Медиаобразованию нужно идти в ногу со временем, развивая критические навыки детей и понимание мощного потенциала СМИ. Медиаобразованиие также направлено на то, чтобы научить детей лучше передавать свои идеи посредством изучения и использования различных средств коммуникации, включая настольные издательские системы, радио- и телевизионные программы, сайты и блоги в Интернете. Однако медиаобразование важно и для взрослых, работающих с детьми. Родители, учителя и другие воспитатели должны потратить усилия на то, чтобы лучше понять, как их дети общаются и сосуществуют.

Например, в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, не только осуществляется контроль за применением средств фильтрации информации и иных технических устройств, но также проводятся уроки, посвященные вопросам защиты от Интернет-угроз, распространяются памятки, листовки, буклеты («Признаки компьютерной зависимости», «Безопасный Интернет – детям», «Может ли информация вредить здоровью», «Сотовый телефон и здоровье детей»). Проводятся родительские собрания («Деструктивное воздействие СМИ на подростков», «Современные субкультуры и их влияние на формирование мировоззрения несовершеннолетних», «Интернет «плюсы» и «минусы»).

Специалисты, работающие в сфере Телефона доверия обеспечены информацией о действующих в России линиях помощи детям, родителям и специалистам в случаях Интернет-угроз.

Особую роль в защите прав детей играют средства массовой информации. С одной стороны, рассказывая о проблемах детей, они объединяют все силы общества для улучшения жизни наших юных сограждан. С другой стороны, средства массовой информации могут нести угрозу хрупкому миру детства и конкретному маленькому человеку. Неправильное освещение проблем детства, в том числе случаев насилия и жестокого обращения с детьми, могут привести к новым злоупотреблениям в отношении детей и нарушениям их прав.

В этой связи следует обратить особое внимание на участие родителей в формировании информационного пространства в интересах детей. Каждый родитель в соответствии со ст. 17 Конституции РФ вправе требовать от редакций средств массовой информации не нарушать права и интересы ребенка при осуществлении своей деятельности. Формой выражения такой позиции могут быть частные и коллективные заявления и обращения к своим депутатам, в прокуратуру, в Минпечати, в суд, создание общественных родительских организаций, имеющих право выступать в защиту неограниченного круга несовершеннолетних (по принципу обществ защиты прав потребителей), либо участвовать в деятельности уже созданных организаций.

Средства массовой информации должны выступать в роли активных партнеров детей, вовлекая их самих в дискуссии, позволяя становиться активными «игроками» на поле социального развития, давая им шанс высказаться и быть услышанными сообществом взрослых.

Профессионализм и ответственность – вот главные характеристики, которые возлагаются на современные и печатные СМИ, работающие в проблематике прав ребенка, детства и семьи.

Социальная журналистика о детях — отдельная и развивающаяся тема. Сегодняшнее детство требует осмысленности, ответственности, новых компетенций в области прав ребенка и ценностного отношения к нему — его потребностям, взглядам, поступкам и миропониманию. Именно такой взгляд на действительность помогает созидать, менять жизнь к лучшему, объединять усилия для решения проблем дня сегодняшнего, предотвращать трагедии.

На первоначальном этапе формирования института уполномоченного на Ямале в целях создания необходимых условий для обеспечения профессиональной деятельности журналистов, наиболее полного, оперативного, объективного и профессионального освещения деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе, совершенствования взаимодействия со средствами массовой информации Уполномоченным по правам ребенка в автономном округе была проведена аккредитация представителей средств массовой информации.

Это послужило выстраиванию конструктивных взаимоотношений Уполномоченного и средств массовой информации в освещении насущных вопросов детской политики. В настоящее время на Ямале сложилась ситуация когда нет необходимости в создании дополнительных механизмов налаживания взаимодействия Уполномоченного и журналистов. Ямальские СМИ с готовность поддерживают инициативы Уполномоченного по освещению его деятельности, проведению пресс-конференций, созданию и размещению социальных роликов и участия в телепроектах. В результате совместной деятельности из числа журналистов сложилась группа единомышленников готовых оказывать всесторонне содействие Уполномоченному в формировании информационного пространства в интересах детей.

Выстраивание таких взаимоотношений тем более ценно для деятельности ямальского Уполномоченного, потому что в штате обеспечивающих деятельность Уполномоченного специалистов нет ни одного человека имеющего малейшее отношение к журналистике, литературной деятельности. Тем не менее, силами этих специалистов, поддерживающих партнёрские отношения с журналистами и перенимающими их опыт и знания,  создан и активно действует интернет-сайт Уполномоченного — www.yamalchild.ru, который, несомненно, играет определённую роль в формировании информационного пространства в интересах детей.

Партнерство со средствами массовой информации является важным звеном в просвещении, защите и обеспечении прав детей. И это не просто партнерство – это творческий союз, содружество  людей, профессионально занимающихся детской политикой и неравнодушных к судьбам детей. В целях развития партнёрства, приведения его в регулируемое системное состояние, разработан Медиа-план работы Уполномоченного со средствами массовой информации в Ямало-Ненецком автономном округе. От сотрудничества с журналистским сообществом, нашей помощи средствам массовой информации в овладении ценностями с точки зрения прав ребенка выигрывает и детство, и общество.

В свою очередь, развивая данное партнёрство, необходимо отметить и нередко появляющиеся в телеэфире и печатных изданиях федеральных СМИ скандальные репортажи и публикации о тех или иных бедах постигших детей, их семьи, о нерадивости и даже преступности чиновников. При профессиональном рассмотрении выясняется правовая несостоятельность сюжетной линии, а в некоторых случаях и их оскорбительность, и что самое печальное манипуляция интересами конкретного ребёнка. Есть надежда, что такие сюжеты и публикации появляются не в силу какого-то заговора или заказа, а в силу недостаточного уровня компетентности и уровня правовых знаний журналистов в вопросах обеспечения и защиты прав и законных интересов детей.

В связи с этим считаю необходимым периодически проводить мероприятия обучающей направленности с журналистами, желающими освещать вопросы детства, возможно со временем выработать критерии оценки деятельности данных журналистов, на основании которых учредить особые поощрительные меры.

В настоящее время рассматривается вопрос о проведении такого мероприятия на Ямале. Ему будет предшествовать уже запущенная акция по проведению в преддверии Международного дня защиты детей интернет-конференции Уполномоченного по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономно округе с участием местных, региональных и федеральных средств массовой информации.

В развитие темы следует обратить пристальное внимание на формирующийся в России процесс участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Этот процесс — зеркало развития демократии, гуманизации общества. Более того, это поиск новых эффективных форм управления все усложняющейся реальностью, осознанного противостояния возникающим рискам.

Участие детей в этом процессе позволяет наладить более конструктивный диалог между детской аудиторией и взрослым сообществом, увеличивать ответственности детей, развивать их способности к управлению и к реализации конкретных дел.

Сегодня на Ямале большое количество детских и молодежных организаций (более 140), которые, осуществляя свою деятельность, участвуют в формировании информационного пространства в интересах детей. В целях освещения участия детей и молодёжи в построении будущего общества создан и действует интернет-ресурс департамента молодёжной политики и туризма автономного округа — www.yamolod.ru, на котором также представлена информация о деятельности Ассоциации детских и молодёжных объединений Ямала, объединяющей более 50 общественных организаций.

Инициативы детей, их насущные проблемы находят своё отражение в репортажах, телепередачах, акциях проводимых региональными и местными средствами информации в автономном округе. («Родительское собрание», «Отцы и дети Базароff», «Ямальчик», «Ту-тундра» и т.д.).

В большинстве муниципалитетов на базе теле-радио вещательных студий созданы детские и молодёжные редакции, в которых подростки творчески подходят к процессу формирования и подачи информации по интересующим их темам на широкую аудиторию.

Итоги данной деятельности подводятся на уже ставшим традиционным и перешагнувшим местные рамки Межрегиональном телефоруме молодежи «НАШЕ ВРЕМЯ — ХХI век».  Форум ежегодно проводится в  г. Тарко-Сале, Пуровского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, на базе редакции детских, молодежных и спортивных программ «Наше время» Пуровской телерадиокомпании «Луч».

В заключении хочу сказать, что в рамках поднимаемой на семинаре темы много говорилось и может говориться о тех или иных информационных угрозах, существующих или только назревающих, но ещё раз хочу обратить внимание собравшихся на то, что только совместными усилиями государства и общества, при неравнодушии и деятельности каждого заботящегося о своём ребенке родителя, ответственном и грамотном отношении к освещению вопросов детства представителями средств массовой информации, формировании информационного пространства в интересах детей и привития детям культуры потребления информации, мы сможем, пусть даже не избежать, но минимизировать данные угрозы.