Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов выступил с инициативой о создании при Следственном комитете России межведомственной рабочей группы по противодействию распространения суицидальных сайтов в сети Интернет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета СК Р, которое состоялось 19 мая 2016 г.

В Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р, справедливо отмечается, что стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества, что помимо плюсов несет в себе и очевидные опасности — существенный массив запрещенной к обороту информации распространяется через социальные сети и группы в сети Интернет, дети вступают в различные группы, что, по сути, является первым шагом вовлечения в участие не только в экстремистских и террористических группировках, но и в иных сообществах, влекущих вред жизни и здоровью несовершеннолетних.

Несмотря на то, что количество самоубийств несовершеннолетних в России неуклонно снижается, показатели подросткового суицида остаются тревожными. Так, в 2014 году зафиксировано 519 случаев самоубийств несовершеннолетних (0-17 лет), что на 47,3 % меньше уровня 2009 года (985 погибших). При этом в возрасте до 14 лет свели счеты с жизнью 140 детей, а среди 15-17-летних — 379 человек.

По оценке авторов нескольких последних публикаций в СМИ по данной тематике, на территории России только за период с ноября 2015 года по апрель 2016 года стало известно уже о 130 случаях подросткового суицида, при этом жертвы состояли в одних и тех же социальных сетях данной тематики, утверждают инициаторы журналистского расследования. Так, «Новая газета» сообщила о целой серии закрытых групп в социальной сети «ВКонтакте», организующих самоубийства подростков посредством психологического давления и зловещих виртуальных квестов. По мнению автора, в соцсети действует группа взрослых людей, причастная к смерти десятков детей. Основой для публикации послужили показания родственников жертв и мониторинг этих сообществ в соцсети «ВКонтакте».

 Анализ действующего законодательства и пользовательских соглашений, заключаемых между социальными сетями и пользователями, свидетельствует, что социальные сети запрещают размещать информацию, которая может причинить вред здоровью несовершеннолетних, но при этом полностью освободили себя от какой-либо ответственности, даже в тех случаях, когда другие ответственные пользователи обращают внимание Администрации интернет-ресурсов на наличие запрещенной информации, к примеру, в тех же социальных группах.

Возлагая ответственность на социальные сети или коммуникационные кампании, нельзя забывать об ответственности и родителей. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности привязки страницы ребенка к аккаунту родителей, что позволит последним контролировать страницу ребенка.

Нормативно-правовое регулирование защиты несовершеннолетних от пропаганды суицидов в сети Интернет соответствует международным стандартам в области информационной безопасности детей, они отражены в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О противодействии экстремистской деятельности». Однако сохраняются серьезные пробелы в нормативно-правовом регулировании юридической ответственности за пропаганду способов совершения самоубийства, призывы к совершению самоубийства, а также иные способы доведения детей до самоубийства способами, не перечисленными в диспозиции статьи 110 УК РФ.

Практикуемое в настоящее время возбуждение территориальными подразделениями Следственного комитета России уголовных дел по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» по фактам пропаганды самоубийств среди несовершеннолетних пользователей бесперспективно. Объективная сторона данного преступления выражается в доведении потерпевшего до самоубийства или до покушения на него исключительно путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства. Склонение к самоубийству может выражаться в любых умышленных действиях, кроме перечисленных в статье 110 УК РФ, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания совершить самоубийство (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом воздействии (насилии) и других действиях, совершаемых с целью понуждения к самоубийству лица, на которое оказывается воздействие. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо покончило с собой.

Кроме того, Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается контроль над всемирной сетью, однако механизм такого контроля до настоящего времени не отработан.

Руководствуясь п. 4 Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», Павел Астахов предлагает

 1. Рассмотреть вопрос о создании в Следственном комитете России Межведомственной рабочей группы с целью:

-          анализа сложившейся ситуации;

-          выработки решений по оказанию практической помощи детям, попавшим в подобную зависимость;

-          координации разъяснительной и просветительской работы в этой сфере по данной теме;

-          выявления ресурсов, негативно влияющих на наших детей;

-          выявления лиц, создающих эти группы;

-          оперативного противодействия этим явлениям;

-      подготовки предложений по изменению уголовного законодательства в части преследования лиц, так или иначе, склоняющих детей к самоубийству.

2. Включить в состав рабочей группы представителей Генеральной прокуратуры России, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Роскомнадзора, Минздрава РФ, Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Президенте России и других профильных ведомств.