Защита прав детей на отдых, оздоровление и безопасность в период летней оздоровительной кампании 2015 года

  1. Реализация гарантированных государством прав каждого ребенка на полноценный и безопасный отдых и оздоровление в каникулярный период является одним из приоритетных направлений деятельности уполномоченных по правам ребенка и находится у них на постоянном контроле. Летом 2015 года в России функционировало около 50,9 тыс. детских оздоровительных организаций. В них отдохнуло более 7,3 млн. детей.

Уполномоченными по правам ребенка субъектов РФ были взяты под личный контроль вопросы безопасности, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летних оздоровительных лагерях. Профильным органам исполнительной власти было рекомендовано принять дополнительные профилактические меры и провести информационно-просветительские мероприятия по вопросам безопасности несовершеннолетних в период отдыха.

 Уполномоченные регулярно выезжали в места отдыха и оздоровления детей, проверяли состояние их безопасности, охраны  жизни и здоровья воспитанников, их защиты от правонарушений и иных чрезвычайных происшествий.

Особое внимание уделялось состоянию антикриминальной безопасности детских организаций отдыха и оздоровления, профилактике правонарушений самих подростков. И в этой сфере имеется интересный региональный опыт.

Так, в Новосибирской области за каждым детским оздоровительным учреждением на летний период для проведения профилактической работы с детьми и обеспечения их безопасности были закреплены инспекторы ПДН, участковые уполномоченные полиции. В местах организованного отдыха несовершеннолетних проводились профилактические лекции и беседы правового характера, в игровой форме детям разъяснялись правила безопасности, в том числе в сфере дорожного движения.

В лагерях, где отдыхали несовершеннолетние, нуждающиеся в особом внимании и контроле (дети-сироты, воспитанники коррекционных школ-интернатов, социально-реабилитационных центров), кроме сотрудников ЧОП, круглосуточную охрану несли сотрудники полиции.

 В Ульяновской области были организованы специальные профилактические мероприятия: «Выпускник», «Занятость», «Условник», «Подросток», «Безнадзорник», акции «О главном…», «Хмель», «Твой выбор», направленные на предупреждение и пресечение правонарушений среди несовершеннолетних.

На постоянном контроле руководителей органов внутренних дел Ульяновской области находилась информация о совершении противоправных деяний и нарушениях режима работы в детских оздоровительных организациях, санаториях, пансионатах, базах отдыха, о правонарушениях со стороны обслуживающего персонала, антиобщественном поведении детей и их родителей.

В целях реализации Постановления Правительства КБР от 4 марта 2013 года № 68-ПП/29-1р «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2013-2015 годах в Кабардино-Балкарской Республике» республиканской комиссией по организации отдыха, оздоровления и занятости детей проведены мероприятия по обеспечению охраны и комплексной безопасности пребывания детей в стационарных детских оздоровительных лагерях, координации и мониторингу деятельности органов исполнительной власти, ответственных за организацию и проведение детской оздоровительной кампании 2015 года.

В некоторых регионах успешно выстраивается система софинансирования путевок в детские оздоровительные учреждения для детей, родители которых находятся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченных семей. В результате в 2015 году объем вложенных в организацию летнего отдыха детей средств предприятий, профсоюзных организаций, спонсоров и родителей превысил 17,5 млрд. рублей.

Создается система стимулирования собственников к развитию   материально-технической базы летних оздоровительных лагерей, в том числе палаточных, на грантовой основе. Эти и подобные им региональные инициативы должны быть изучены и реализованы в других субъектах РФ.

  1. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений.

 Важнейшим элементом этой системы является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно закону она должна быть выстроена как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Детские организации отдыха и оздоровления должны стать полноценными участниками данной системы и играть значимую роль в социализации и реабилитации детей групп риска, формировании их правовой культуры, воспитании в духе уважения закона, прав своих сверстников и других лиц.

  1. Решение данной задачи крайне важно в условиях не вполне благополучной криминогенной ситуации в среде несовершеннолетних.

На фоне снижения на 36,6% за последние 5 лет числа  несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН,  в 1-ом полугодии 2015 года за совершение  правонарушений в органы внутренних дел доставлено более 175,6 тыс. подростков, к уголовной ответственности привлечено более 25 тыс. подростков, что на 9,9 % больше, чем в 1-ом полугодии 2014 года.

 Сохраняется высокая противоправная и криминальная активность малолетних в возрасте до 14 лет, что может привести к росту и омоложению контингента несовершеннолетних преступников. Так, доля малолетних в общем числе подростков, состоящих на учете в ПДН, увеличилась с 22,6% в 2010 году до 23,8% в 2014 году.

Несмотря на снижение за последние 5 лет на 11,8% количества преступлений несовершеннолетних и сокращение на 10,4% числа судимых подростков, возросла доля осужденных в возрасте 14-15 лет, в том числе за изнасилование (с 21,9% до 26,9%); грабеж (с 33,1% до 34,6%); разбой (с 24,9% до 29,4%).

К тому же в 2014 году 4 446 подростков имели на момент совершения преступления неснятые и непогашенные судимости, 831 из них ранее осуждены к реальному лишению свободы, что свидетельствует о серьезных недостатках профилактики повторных преступлений среди несовершеннолетних.

Согласно представленной информации МВД России за 8 месяцев 2015 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 39 774 преступлений, что на 5,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

В 2015 году организованными формами отдыха было охвачено более 120 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на профилактическом учете. В тех регионах, где налажено сотрудничество органов и учреждений системы профилактики, удается обеспечить максимальную занятость и трудоустройство в летний период  подростков, находящихся в социально опасном положении, их охват организованными формами отдыха, туризма, досуга.

  1. К сожалению, в период летней оздоровительной кампании 2015 года избежать случаев травматизма и гибели детей и подростков не удалось.

 Так, в спортивном лагере на территории детско-юношеского центра «Каучук» Ярославской области в результате драки погиб 10-летний мальчик. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

 В городе Златоуст Челябинской области 30 июня 2015 года подросток, отдыхающий в оздоровительном лагере «Горный», после драки со своим сверстником попал в реанимационное отделение больницы с переломом височной и теменной костей и ушибом головного мозга. Расследуется уголовное дело по статье 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

В Пермской области две воспитанницы детского оздоровительного лагеря были госпитализированы после отравления курительными смесями, так называемыми спайсами, которые они приобрели вне территории лагеря.

В лагере «Гверстянец» Новгородской области из окна второго этажа корпуса выпала 9-летняя девочка.

 В детских оздоровительных лагерях Пензенской области зафиксированы случаи отравления 14-летней девочки алкоголем и 2 попытки суицида.  К счастью, дети остались живы.
Чтобы предупредить подобные эксцессы, необходимо повышать квалификацию работников детских учреждений по вопросам профилактики девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ и совершения правонарушений несовершеннолетними.

Воспитатели и психологи в детских лагерях должны научиться применять современные технологии, методы и формы работы с детьми, находящимися в социально опасном состоянии, овладеть средствами социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, уметь диагностировать склонность подростков к девиантному поведению, взаимодействовать с органами системы профилактики, территориальными органами внутренних дел, КДНиЗП.

 Поддерживаю также предложения специалистов относительно:

введения института сертификации руководителей, вожатых и иных специалистов, работающих с детьми в детских оздоровительных учреждениях;

  • развития организационно-правовых механизмов привлечения к работе с детьми в каникулярный период студентов педагогических и иных профильных ВУЗов, прошедших специальную подготовку;
  • введения для них обязательной педагогической практики в загородных оздоровительных лагерях и зачисления ее прохождения в педагогический стаж.
  1. Уполномоченными по правам ребенка совместно с профильными надзорными органами в период летней оздоровительной кампании осуществлялся контроль за выполнением требований по укомплектованию детских организаций профессиональными кадрами, имеющими специальную подготовку и допуск к работе с несовершеннолетними.

Однако, как показали проведенные проверки, не во всех детских оздоровительных учреждениях осуществлялся тщательный кадровый подбор педагогов и других сотрудников, исключающий работу с детьми лиц с судимостью и психическими отклонениями. Не везде была предоставлена актуальная на момент проверки информация о наличии или отсутствии судимости у сотрудников. В результате нарушены ограничения на занятие педагогической и иной трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, установленные статьями 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ.

 В связи с регулярно повторяющимися случаями совершения в отношении несовершеннолетних преступлений сексуального характера, в том числе в детских лагерях, еще раз обращаю внимание членов Правительственной комиссии на давно назревшую необходимость ужесточения существующего режима административного надзора для лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, ранее осужденных за совершение любых преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Соответствующие законодательные предложения нами разработаны.

  1. К сожалению,  с 2015 года прекращено софинансирование из средств федерального бюджета мероприятий по отдыху детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на которые государством из федерального бюджета ранее выделялось более 4 млрд. руб.

 В результате, как следует из информации, представленной Правительственной комиссии, летом 2015 года в организациях отдыха и оздоровления отдохнуло на 164 тыс. детей (на 7 %) меньше детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В том числе на 50,14 тыс. сократилось число отдохнувших детей-сирот и на 3,38 тыс. – детей-инвалидов. И это очень тревожные данные!

 В рекомендациях главам субъектов РФ по результатам инспекционных проверок нами неоднократно обращалось внимание на недопустимость экономии средств и ресурсов за счет снижения уровня безопасности детей, урезания затрат на обеспечение сохранности их жизни и здоровья, организацию их занятости. Как показывает опыт, человеческие, моральные и материальные потери от девиантного поведения детей и подростков многократно превышают сомнительную выгоду от такой недальновидной экономии.

 Нельзя не приветствовать в связи с этим включение вопросов отдыха и оздоровления детей в План мероприятий на 2015-2018 годы по реализации 1-го этапа Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года. Им предусмотрена разработка проекта федерального закона «Об отдыхе и оздоровлении детей в Российской Федерации», направленного на установление единого подхода к организации отдыха и оздоровления детей.

В связи с изложенным предлагаю:

  1. Предусмотреть в указанном проекте федерального закона четкую правовую регламентацию:
  • правовых гарантий антикриминальной и информационной  безопасности несовершеннолетних в организациях отдыха и оздоровления;
  • особых правовых гарантий реализации прав на отдых, оздоровление и реабилитацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетних правонарушителей;
  • порядка обеспечения преемственности в проведении субъектами системы профилактики индивидуальной воспитательной и профилактической работы с детьми, склонными к девиантному поведению, при их направлении в детские оздоровительные учреждения.
  1. Рассмотреть возможность возвращения к порядку софинансирования из федерального и регионального бюджетов мероприятий по организации отдыха детей и их оздоровления, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  1. Организовать в рамках межведомственного взаимодействия более активное привлечение специалистов, волонтеров, участников студенческих и молодежных объединений, отрядов юных друзей полиции к реализации в каникулярный период мер, направленных на формирование в среде несовершеннолетних установок и навыков законопослушного и безопасного поведения.

 Источник: Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка