3 апреля 2015 Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов принял участие в работе Коллегии Министерства образования и науки РФ, которая прошла под председательством Министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Особое внимание Павел Астахов уделил проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно официальным данным, только в 2014/2015 учебном году в России число не обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья снизилось на 5,3% (детей-инвалидов – на 2,4%).

Вместе с тем Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка убежден, что нельзя допускать необоснованного, без учета готовности к этому системы образования и создания необходимых условий, ликвидации специальных (коррекционных) образовательных учреждений и закрытия  классов для обучения детей с ограниченными возможно­стями здоровья под видом развития инклюзивного образования. За последние 5 лет количество указанных учреждений сократилось в России на 8,6% (на 154 учреждения).

Число специальных (коррекционных) классов, правда, возросло за тот же период на 5,4%, однако в период с 2013 по 2014 годы начало снижаться  (на 37 классов).
«Я считаю, что нельзя торопиться с сокращением коррекционных школ, если к этому не готовы родители, учителя и дети. Дайте возможность ребенку плавно войти в новую систему, родителям оценить ее взаимную выгоду. За 1 и даже 3 года этого можно не заметить», — подчеркнул Уполномоченный.
«Непродуманное неподготовленное закрытие коррекционных классов и учреждений может привести к необратимым последствиям  для здоровья  и развития больных детей, — считает Уполномоченный. — Под предлогом внедрения модных моделей инклюзивного образования и экономии бюджетных средств нельзя допустить разрушения годами создававшейся системы образования детей с ОВЗ, адаптированной к их потребностям».
Павел Астахов также отметил, что, несмотря на рост абсолютного числа детей-инвалидов, посещающих дошкольные организации (на 23,2% с 2009 по 2013 гг.), они  стабильно на протяжении ряда лет составляют лишь 0,7% от общего числа воспитанников.
«Для данной категории детей особо требуются вариативные формы дошкольного воспитания, учитывающие их особые потребности (группы присмотра, коррекционные группы), которых в регионах  недостаточно. Предлагаю в связи с этим провести анализ сложившегося положения дел с реализацией прав детей-инвалидов на образование и принять меры к  созданию условий, необходимых для адаптации к учебному процессу данной категории обучающихся», — подчеркнул Астахов.

Источник: пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка