20 марта 2015 года в Администрации Президента России состоялось заседание Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном по правам ребенка.

В мероприятии под председательством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова приняли участие представители различных конфессий, родительских объединений и научных организаций.

Одной из основных тем заседания стала Стратегия воспитания Российской Федерации до 2025 года, проект которой подготовлен Министерством образования и науки РФ. Сопредседатель Международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов Ирина Медведева подчеркнула, что «самое большое преступление – это растление ребенка», поэтому вызывает озабоченность тот факт, что в стратегии не поставлены барьеры продукции, негативно влияющей на психику ребенка: «Например, ни слова не сказано про деструктивные игры и игрушки. Все полки магазинов пестрят куклами-проститутками, вампирами, гробами с разлагающимися в них игрушечными телами. О каком воспитании может идти речь?» Эксперт также обратила внимание на то, что без четкой государственной идеологии никакие стратегии воспитания работать не будут, т.к. не совсем понятно, что вкладывать в ребенка.

Председатель «Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС)» Мария Мамиконян подхватила тему, сказав, что есть обсуждаемый Проект «Стратегии воспитания» с его достоинствами и недостатками и есть «стратегия воспитания как открытая проблема» – то есть то, что фактически невозможно решить, без внятного образа будущего. Но пока Россия только-только начинает как-то выходить из духовного кризиса, главное — укрепить фундамент, не утерять родные культуру и образование, способные воспитывать Человека. Это можно делать, написав новую Стратегию или скорректировав предлагаемую. Как заметила М.Мамиконян, хорошо, что нам перестали указывать возмутительные с точки зрения культуры «цели» — как то воспитание «грамотного потребителя»  или «человека, способного мобильно реагировать на изменения, диктуемые глобальным рынком труда». Однако в Проекте немало терминов, противоречащих отечественным представлениям о должном, и на их исключении родительская общественность настаивает. Также необходимо раскрыть ряд понятий, во избежание слишком произвольной их трактовки. С приведенными примерами поправок «РВС» собравшиеся выразили солидарность. Особенно – с необходимостью уйти от понятия «услуга» в образовательном процессе, с восстановлением авторитета учителя, как основы всякого воспитания.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отметил, что его эксперты провели анализ стратегии воспитания и подготовили ряд поправок и предложений, о которых рассказал советник Уполномоченного Ольга Пристанская.

Так, основным существенным недостатком проекта является наличие установок на обеспечение «вариативности ценностных систем» и на «нравственное самоопределение детей». Вместе с тем, в проекте Стратегии отсутствуют чётко закрепленные и ясно выраженные ценностные основы воспитания, соответствующих культурным и нравственным традициям русского народа и других народов России. В стратегии придается большое значение идеологической задаче формирования российской гражданской идентичности при полном игнорировании необходимости формирования также и национально-культурных (этнических) идентичностей русского народа и других народов (этносов) России, которые необходимо сохранять и укреплять.

Одним из наиболее существенных недостатков проекта Стратегии является то, что в нём не закреплены чётко, конкретно и структурно упорядоченно ценностные основания, на базе которых должно осуществляться воспитание детей и молодёжи в России, а равно цели такого воспитания. При этом текст буквально нашпигован абстрактными, повторяющимися и ни к чему не обязывающими формулировками. Двусмысленно звучат положения проекта Стратегии о «переосмыслении ценностей», о «качественно новом общественном статусе социальных институтов воспитания». Каковы ценностные рамки и цели такого «переосмысления», каковы содержание и направленность указанной «качественной новизны», из текста проекта Стратегии остается неясным. «А ведь именно сейчас целый ряд международных организаций и зарубежных государств требует от Российской Федерации не только «переосмыслить» ценностные основы публичного порядка в России, но и существенно поменять их, в частности – признав однополые браки, усыновления в однополые семьи, необходимость и обязательность массового секспросвета в системе образования»,  — подчеркивает эксперт.  По словам Уполномоченного, объем замечаний в значительной степени превосходит объем самой стратегии. Но при грамотной его доработке может получиться полезный стратегический документ, определяющей политику воспитания детей на годы вперед.

Источник: официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка