Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в составе российской делегации принимает участие в Международной конференции «Укрепление национальных механизмов в сфере защиты детей от пренебрежительного и жестокого обращения, насилия и эксплуатации», которая проходит 12-13 ноября 2014 года в Минске, Республика Беларусь.

Форум проводится по инициативе Правительства Белоруссии и Регионального бюро Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Основная задача мероприятия — содействовать развитию диалога между правительствами и организациями гражданского общества государств ЦВЕ и СНГ в целях эффективного обеспечения прав и интересов детей.

В конференции принимают участие зарубежные делегации (представители профильных министерств и гражданского общества), которые имеют схожий опыт и проблемы в развитии комплексной национальной системы защиты детства. Участники обсуждают роль и обязанности различных субъектов в выявлении, регистрации, направлении и оказании помощи детям из группы риска или пострадавшим от насилия. Цель форума — способствовать достижению консенсуса между различными партнерами по региональной стратегии в области противодействия насилию в отношении детей, которая предусматривает, что каждое правительство возьмет на себя конкретные обязательства по улучшению системы защиты прав детей в своих странах.

Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.Астахова на пленарном заседании по теме «Роль различных субъектов защиты детства в выявлении, перенаправлении и предоставлении межсекторальных услуг детям, нуждающимся в защите»

«Системный подход к организации государственного противодействия жестокому обращению, насилию и эксплуатации в отношении детей»

Защита детей от любых проявлений пренебрежительного обращения, физического, сексуального и психологического насилия и эксплуатации признается в России одним из приоритетных направлений современной государственной политики, объединяющих усилия государства, семьи и других институтов гражданского общества. Реализуемый российским государством системный подход касается как законотворческой, так и правоприменительной сферы, и охватывает все стадии данного вида правозащитной деятельности, начиная с ранней профилактики, выявления и пресечения фактов ненадлежащего обращения с детьми и заканчивая восстановлением прав и реабилитацией пострадавших.

Беспрецедентные изменения внесены в последние годы в российское законодательство в целях противодействия насилию, жестокости и сексуальной эксплуатации детей и защиты прав юных потерпевших:

  • в случаях совершения преступления в отношении ребенка установлен принцип презумпции осознания виновным несовершеннолетнего возраста потерпевшего;
  • к числу обстоятельств, отягчающих наказание, отнесено совершение преступления в отношении ребенка родителем, работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения;
  • введена презумпция беспомощного состояния детей-жертв сексуальных преступлений до достижения 12-летнего возраста;
  • усилено наказание за сексуальные посягательства на детей, вплоть до пожизненного лишения свободы, если такие преступления совершены в отношении малолетних, не достигших 14-летнего возраста;
  • за совершение указанных преступлений введено дополнительное наказание в виде лишения на срок до 20 лет права занимать должности или заниматься деятельностью, связанными с доступом к детям;
  • введены принудительные меры медицинского характера для лиц, страдающих педофилией и совершивших сексуальные преступления в отношении детей, в том числе после их освобождения из мест заключения;

запрещено назначение условного осуждения за преступления против половой неприкосновенности малолетних детей в возрасте до 14 лет.

Ужесточена уголовная ответственность за сексуальную эксплуатацию детей:

  • до 15 лет лишения свободы усилено уголовное наказание за использование несовершеннолетних в целях изготовления порнографических материалов, в том числе за   распространение, публичную демонстрацию и рекламирование порнографии среди несовершеннолетних, а также вовлечение ребенка в оборот порнографической продукции и привлечение его в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера;
  • за совершение таких преступлений с использованием средств массовой информации и Интернета установлено лишение свободы на срок до 15 лет;
  • с 10 января 2014 года введена уголовная ответственность за получение совершеннолетним лицом сексуальных услуг подростка в возрасте 16-17 лет.

За распространение в СМИ и Интернете конфиденциальной информации о детях, пострадавших от противоправных действий, установлена административная и уголовная ответственность.

Повышены уголовно-процессуальные гарантии защиты прав несовершеннолетних потерпевших. При проведении следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве определены:

  • ограниченная по времени продолжительность допроса и иных следственных действий;
  • обязательное применение видеозаписи или киносъемки (если несовершеннолетний либо его законный представитель против этого не возражают);
  • участие за счет федерального бюджета адвоката по ходатайству законного представителя ребенка в возрасте до 16 лет, потерпевшего от преступления против половой неприкосновенности;
  • обязательное участие психолога по этой категории уголовных дел с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Принятие этих важнейших правовых новаций будет способствовать повышению уровня защищенности российских детей от насилия, жестокого обращения и эксплуатации.

Значительное внимание уделяется реализации в российском законодательстве и правоприменительной практике международных стандартов в сфере защиты детей от насилия и жестокого обращения. 7 мая 2013 года Российской Федерацией ратифицированы:

Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера;

  • Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.Утвержденная Указом Президента России Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы предусматривает принятие комплексной национальной программы по предотвращению насилия в отношении детей, формирование механизмов раннего их выявления на основе межведомственного взаимодействии, разработку и введение стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми и оказанию реабилитационной помощи пострадавшим. За последние годы в стране созданы и внедряются современные технологии профилактической и реабилитационной работы с неблагополучными семьями и детьми, совершенствуется система подготовки и повышения квалификации работающих с ними специалистов.

В Общественном совете при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка создана Общественная комиссия по контролю за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях. Разработаны и апробированы современные криминологические и социологические методики мониторинга соблюдения прав воспитанников детских интернатных учреждений («Стеллит», Санкт-Петербург).

Реализуются региональные программы, направленные на создание межведомственной системы профилактики и раннего выявления случаев жестокого обращения с детьми и их реабилитации. Так, например, в Тюменской области в рамках программы «Воспитание заботой» по профилактике жестокого обращения с детьми и оказанию им своевременной квалифицированной помощи созданы службы психолого-педагогической помощи на базе учреждений дополнительного образования, спорта и молодежной политики, комплексных центров социального обслуживания населения.

В Республике Мордовия в рамках Республиканской целевой программы «Вернуть детство» на 2011-2013 годы создана служба экстренного реагирования по типу выездной бригады для оказания неотложной помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом. В нее включены: педагог-психолог, социальный педагог, врач-нарколог, невролог, врач-педиатр, которые проводят профилактические, диагностические, коррекционно-развивающие и просветительские мероприятия и консультации с несовершеннолетними и членами их семей, беседы и лекции с педагогами.

В рамках осуществляемой государством работы по деинституциализации детских сиротских учреждений и устройству в семьи детей, оставшихся без родителей, на базе организаций для детей-сирот повсеместно создаются центры по сопровождению семей, нуждающихся в реабилитации и ресоциализации; по восстановлению кровной семьи и возвращению в нее ребенка; центры помощи и содействия семейному устройству детей-сирот, подготовки и профессионального сопровождения замещающих родителей; центры постинтернатного сопровождения выпускников.

В регионах организована работа мобильной сервисной службы «на колесах» с выездами в замещающие семьи для оказания помощи, обеспечивающей благоприятные условия проживания и воспитания ребенка в новой семье.

Особое внимание уделяется профилактике насилия в образовательных учреждениях. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 гола Федеральный закон «Об образовании» гарантирует бесплатную психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям преступления в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей и педагогических работников;
  • комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  • помощь обучающимся в социальной адаптации.·

Минобрнауки России направило в регионы методические рекомендации «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми». В них предписывается:

  • установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;
  • обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции.

Существенную роль в разрешении межличностных конфликтов в семье и школе играет так называемая школьная медиация. Это и процедура разрешения конфликта, и механизм примирения конфликтующих сторон, и инструмент повышения правовой культуры обучающихся и других участников образовательного процесса, а также инновационная воспитательная технология.

 Деятельность школьных служб примирения способствует формированию благоприятного психологического климата, предотвращению спорных и конфликтных ситуаций, снижению уровня виктимизации детей, преодолению правового нигилизма и негативизма в детско-подростковой среде.

В школьных службах примирения роль медиаторов нередко исполняют сами школьники, освоившие навыки медиативного взаимодействия.

Весомый вклад в работу с семьями, находящимися в социально опасном состоянии, в предупреждение жестокого обращения с детьми может внести Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Применение предусмотренных им медиаторских технологий будет способствовать сохранению семей, предупреждению изъятия из них детей, оздоровлению детско-родительских отношений.

В связи с этим мы выступаем с инициативой введения в федеральном законодательстве обязательного досудебного порядка рассмотрения службами медиации любых споров о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей или детей-инвалидов.

В августе 2014 года Правительством России утверждена Концепция развития в Российской Федерации до 2017 года сети служб примирения (медиации) в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей и разработан федеральный план ее реализации.

Принятый в конце 2011 года Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает любую медицинскую организацию информировать в установленном порядке органы внутренних дел о поступлении пациентов, в том числе несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. Например, с признаками насильственных сексуальных действий, истощения ребенка, наличия у него ран, переломов, гематом, повреждений, от воздействия высоких или низких температур, токсичных, ядовитых и психотропных веществ.

Серьезную роль в предупреждении жестокости и насилия в детской среде, профилактике виктимизации несовершеннолетних призван сыграть вступивший в силу с 1 сентября 2012 года Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Им установлены обязательные для всех производителей и распространителей информационной продукции нормы безопасного для детей оборота информации, введены организационно-правовые механизмы возрастной классификации и маркировки информационной продукции, временной «водораздел» взрослых и детских телерадиопрограмм и передач и другие меры обеспечения медиабезопасности детей, апробированные в мировой практике.

В целях более эффективной реализации и в развитие данного закона разработана Концепция информационной безопасности детей и подростков, разработанная ведущими научными и учебными учреждениями страны.

С 1 июня 2013 года нами была подготовлена и запущена в регионах Общероссийская кампания против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации, включающая комплекс мер информационного, обучающего и организационного характера. Ее цель — снизить уровень насилия и жестокости в масс-медиа, повысить осведомленность населения о рисках и угрозах современной информационной среды для детей и о новом законодательстве в этой сфере, стимулировать развитие механизмов саморегулирования и общественного контроля в медиасреде.

В ходе данной кампании в 2013-2014 гг. по всей стране проведены обучающие семинары, мастер-классы, лекции, конференции и другие мероприятия, направленные на информирование родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества, интернет-сообщества и самих несовершеннолетних о вреде, причиняемом современными средствами коммуникации здоровью и развитию детей, и способах их защиты.

Серьезную работу по защите детей от насилия, жестокости и эксплуатации осуществляет институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который создан и успешно функционирует во всех регионах страны.

За период 2013 года — 9 месяцев 2014 года Службой Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка принято более 8,2 тыс. обращений граждан и организаций по вопросам нарушений прав ребенка, 129 из них по фактам жестокого обращения с детьми. Проверено более 1 тысячи детских учреждений и органов системы профилактики в 15 регионах страны.

Направлено около 200 обращений в органы государственной власти и правоохранительные органы по вопросам восстановления прав детей, в том числе пострадавших от жестокого обращения и иных преступлений. Особое внимание уделяется обеспечению прав и интересов детей-сирот, детей-инвалидов и других категорий воспитанников учреждений интернатного типа.

Поступающая к детским уполномоченным информация о нарушениях прав ребенка, пострадавшего от преступления, берется под особый контроль. Организуется взаимодействие с оперативно-розыскными, следственными органами, прокуратурой, специалистами, экспертами, судами. Это позволяет своевременно восстанавливать права несовершеннолетних жертв, обеспечивать их идентификацию, безопасность, устройство, защиту, оказание правовой, социальной, медицинской, психологической и иной необходимой помощи.

 Консультации и обмен мнениями по вопросам организации решения стратегических и оперативных вопросов защиты прав детей, в том числе пострадавших от преступных посягательств, осуществляются также в формате работы Координационных советов Уполномоченных по правам ребенка, созданных во всех федеральных округах Российской Федерации.

Реализации стратегии государственной политики России в сфере борьбы с преступлениями против детей и защиты прав несовершеннолетних потерпевших был посвящен VIII съезд Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, проведенный в октябре 2013 г. в г. Краснодаре.

Мониторинг ситуации в сфере борьбы с насилием и жестокостью в отношении детей показал, что в регионах созданы условия для получения детьми и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, доступной и оперативной психологической и иной помощи, включая:

  • центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической, экстренной психологической помощи детям в возрасте до 18 лет, в том числе пострадавшим от жестокого обращения;
  • социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • телефоны доверия, горячие линии для детей и их родителей;
  • единый общероссийский телефонный номер, на который могут в анонимном порядке, бесплатно обратиться граждане, располагающие сведениями о фактах преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, а также сами дети, пострадавшие от насилия и жестокости.

Работа этих служб направлена на снижение психологического дискомфорта, создание атмосферы психологической защищенности ребенка и его семьи в трудной жизненной ситуации.

В результате принятых мер за последние 5 лет (2009-2013 гг.) в целом наметилась позитивная тенденция сокращения числа:

  • несовершеннолетних потерпевших от преступлений — на 18,1 %;
  • детей, пострадавших от насильственных преступлений — на 24,2%;
  • совершенных в отношении детей преступлений — на 20,6 %, в том числе:

-          тяжких и особо тяжких — на 33,0 %;

-          умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 35,9 %;

-          посягательств против половой неприкосновенности — на 15,0 %;

-          фактов жестокого обращения с ребенком — на 57,6 %.

Значительные успехи достигнуты за последнее пятилетие в сфере профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми в семьях (как родных, так и замещающих). В результате снизилось число:

  • отобранных у родителей детей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью — на 30,7 %;
  • родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, — на 70,9 %.

Благодаря введению обязательной подготовки приемных родителей и работе по сопровождению замещающих семей в них снизилось число:

  • выявленных случаев жестокого обращения с детьми — на 26,1 %;
  • усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, привлеченных к уголовной ответственности:
    - за совершение преступлений в отношении приемных детей, — на 32,4%;
    - повлекших их гибель либо причинение вреда здоровью — на 16,7 %.

Серьезную обеспокоенность у российских специалистов и у родительской общественности вызывают попытки внедрения современных европейских ювенальных технологий в России. Практикуемые за рубежом радикальные способы решения проблем семейного и детского неблагополучия совершенно неприемлемы для России. Они противоречат сложившимся на протяжении веков российским историческим, культурным, национальным традициям семейного воспитания детей.

Неоднократно публично и резко выражалась мною обеспокоенность по поводу действий судов по семейным делам в некоторых европейских государствах, когда дети отбирались из вполне благополучных семей против воли родителей, с грубейшим нарушением их прав на воспитание ребенка и невмешательство в частную жизнь. ПАСЕ в связи с этим 30 ноября 2012 года приняла Резолюцию № 1908 «Права человека и суды по семейным делам», выразив обеспокоенность нарушением судами права на уважение семейной жизни и принципа справедливости судебного разбирательства.

Государство не вправе подрывать основополагающие человеческие отношения между родителями и ребенком. Такой административный инструмент, как изъятие ребенка из семьи, должен стать самой крайней мерой, приниматься только на основании судебного решения, и лишь в исключительных случаях, когда установлена реальная угроза жизни и здоровью ребенка, а родители подвергают его опасности или совершают в отношении него преступление.

Социальные службы и в нашей стране, и за рубежом должны руководствоваться тем, что семейное окружение предоставляет наилучшие условия для воспитания и развития детей.

Под постоянным контролем уполномоченных по правам ребенка находится ситуация с защитой прав детей и семей с несовершеннолетними детьми, прибывающих в Россию из юго-восточных регионов Украины. По данным МЧС России на территории нашей страны в конце октября 2014 года в 898 пунктах временного размещения проживали 43 380 вынужденных переселенцев из Украины, в том числе 13 584 детей. Около 303,7 тыс. прибывших украинских граждан, из них более 80 тыс. детей, были размещены в российских семьях. Свыше 820 детей родились в семьях украинских беженцев на территории России.

Украинским переселенцам оказывается медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная поддержка, включая питание, лекарственное обеспечение, транзит в другие регионы страны, помощь в трудоустройстве, решении жилищных и иных бытовых проблем, определении детей в детские сады, школы, колледжи и вузы, предоставление им учебной литературы, других школьных принадлежностей, школьной формы, обуви и одежды.

На территории принимающих регионов созданы адаптационные центры, в которых детям оказывается психологическая и педагогическая помощь, в том числе к обучению по новым для них образовательным программам. Только за последние месяцы в Россию перевезены и госпитализированы в лучшие клиники страны, где им безвозмездно оказывается квалифицированная медицинская помощь, около 70 украинских детей-инвалидов, в том числе пострадавших в ходе боевых действий.

В этих условиях особое значение приобретает разработка эффективных международных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты и восстановления прав каждого ребенка-жертвы вооруженного конфликта, в том числе вынужденно покинувшего родину и нуждающегося в помощи, независимо от его национальности, гражданства, социального и правового статуса.

Официальный источник: Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка