Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов выступил с докладом на открытии VII съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, который 16 апреля 2013 года начал свою работу в г.Уфе.

Павел Астахов в своем докладе особо отметил актуальность и своевременность заявленных на форуме тем и вопросов.

«Сама жизнь, все последние события (трагедия с новорожденными в Барнауле, когда дети пострадали, а один ребенок погиб, ЧП в Санкт-Петербурге с ВИЧ-инфицированием 1.5 годовалого ребенка, ДТП под Вологдой с детьми, трагедия в Бельгии) подтверждают необходимость рассмотрения вопросов обеспечения прав детей на качественную, доступную и своевременную медицину», — отметил Павел Астахов.

В качестве примера, достойного подражания, Павел Астахов привел последний случай с оказанием помощи жительнице Сахалина, преждевременно родившей малыша в Таиланде.

«Именно так, и никак иначе, должны взаимодействовать государственные структуры, в данном случае МИД РФ, Минздрав, губернатор, по оказанию помощи семье, попавшей в трудную ситуацию, и спасению ребенка. По первому сигналу регионального уполномоченного государственная машина заработала и спасла маленького россиянина. Вот достойный пример, вот задача уполномоченного — своевременно проинформировать и четко скоординировать действия всех служб», — подчеркнул Павел Астахов.

Павел Астахов также отметил, что проводимая в последние годы в России демографическая и социальная политика, меры по модернизации здравоохранения и поддержке семей с несовершеннолетними детьми привели к определенному улучшению ситуации в сфере охраны жизни и здоровья подрастающего поколения.

Уполномоченный напомнил, что Президентом России поставлены следующие первоочередные задачи в этой сфере:

  1. создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения;
  2. обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, лечения болезней и восстановления здоровья, в том числе для детей с особыми потребностями;
  3. развитие подростковой медицины;
  4. стимулирование потребности в здоровом образе жизни;
  5. формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

Кроме того, развитие детской медицины объявлено одним из основных приоритетов деятельности Правительства России, принимающего меры по:

  • обеспечению углубленной 100% диспансеризации детей и подростков;
  • повсеместному созданию сети перинатальных центров;
  • дальнейшему развитию детской реабилитационной службы;
  • совершенствованию паллиативной медицинской помощи, службы по уходу за тяжелобольными детьми.

Несмотря на достигнутые успехи, вызывает обеспокоенность тенденция усиления дифференциации уровня рождаемости по регионам России. Если в 2006 г. соотношение максимального (в Чеченской Республике – 2,8) и минимального значения суммарного коэффициента рождаемости (в Ленинградской области – 1,0) составляло 2,77 раза, в 2011 г. оно увеличилось до 2,91 раза (Чеченская Республика – 3,4, а Ленинградская область – 1,2).

На фоне общего увеличения в стране на 4,6 % численности детского населения от 0 до 13 лет в ряде регионов зарегистрировано существенное снижение этого показателя: в Хабаровском крае (- 3,4 %), Магаданской области (- 2,7 %), Камчатском крае (- 2,5 %), Р.Ингушетия (- 2,3 %), Р.Коми (- 1,9 %).

В то же время в Российской Федерации в целом продолжается сокращение численности подростков в возрасте 14-17 лет: в 2011 году она снизилась на 6,3%, в основном за счет смертности от неестественных, внешних причин. Наибольшее снижение этого показателя отмечено в Дальневосточном (на 10,1%), Сибирском (- 9,0%), Приволжском (- 8,6 %), Уральском ФО (- 8,3%). Значительное снижение численности подростков зарегистрировано в Республике Ингушетия (- 31,5 %), Курганской (- 15,4 %), Магаданской (- 14,8 %), Кировской областях (- 13,6 %), Еврейской автономной области (- 14,3 %).

В связи с этим Павел Астахов внес предложение: руководству названных регионов следует обратить на эту тенденцию пристальное внимание и незамедлительно принять (или скорректировать принятые) региональные стратегии, планы, программы демографического развития, направленные на приведение основных демографических показателей в соответствие с целевыми показателями демографического развития страны, отраженными в федеральном законодательстве.

Уполномоченный обеспокоен тем, что не снижается острота суицидальной ситуации в стране. Так, по данным официальной статистики в 2011 году частота оконченных суицидов несовершеннолетних в России составляла 2,7 случая на 100 тыс. детского населения, в 2010 г. – 3,0 случая, а в 2009 г. – 3,8 случая. Наибольшее превышение указанного общероссийского показателя зарегистрировано в Забайкальском крае (15,9), Республике Саха (Якутия) (12,6), Республике Тыва (12,1), Республике Бурятия (10,3), Иркутской области (8,0).

Более 30% из общей численности несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством, – это дети и подростки из наиболее социально уязвимых групп, которым необходимо уделять особое внимание при разработке и реализации программ профилактики суицидального поведения: это несовершеннолетние из неблагополучных семей; из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; из числа малочисленных коренных народностей; дети – инвалиды; дети, принадлежащие к определенным подростковым субкультурам (например, эмо, готы и др.); несовершеннолетние беременные девушки; подростки, освободившиеся из воспитательных колоний и СПТУ.

В 2009-2012 гг. неоднократно регистрировались факты групповых суицидов среди несовершеннолетних, в том числе малолетних. По мнению специалистов, катализатором для принятия подростком такого трагического решения могут служить социальные сети в Интернете. Склонение несовершеннолетних к суицидальным актам посредством размещения подробнейших рекомендаций и инструкций о способах самоубийства в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на электронных ресурсах так называемых «клубов» или форумах самоубийц, стало серьезной проблемой.

Организационно-правовые механизмы для пресечения такой общественно опасной деятельности и профилактики суицидального поведения детей и подростков предусмотрены ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и внесенными в него 28.07.2012 изменениями, вступившими в силу с 01.11.2012.

Павел Астахов также с сожалением отметил, что существенное ухудшение общей обеспеченности регионов детскими психологами отмечается в Амурской области, где оно снизилось на 92,7% (с 75 до 6), Кемеровской области – на 94,9% (с 766 до 39), Оренбургской области – 99,6% (с 539 до 2), Омской области – на 96,9% (с 354 до 11), Липецкой области – 87,2% (с 149 до 19), Костромской области – на 81,8% (с 110 до 20), Ивановской области – на 76,9% (с 134 до 31), Москве – на 42,2% (с 90 до 52).

Остается высоким количество абортов среди несовершеннолетних: в 2011 году произведено 543 абортов у малолетних девочек и более 15,8 тыс. абортов у девушек в возрасте 15-17 лет. При этом из числа сделавших аборт в несовершеннолетнем возрасте 39 малолетних девочки и более 28,5 тыс. девушек-подростков были беременны повторно; у 34 малолетних и около 1,2 тыс. несовершеннолетних аборты проведены в поздние сроки беременности.

Заканчивая свой доклад, Павел Астахов сказал:

«Жизнь и здоровье детей, их полноценное развитие – залог будущего России, ее процветания и развития. Охрана этих жизненно важных — основа национальной безопасности страны, ее бесценный капитал.

Без объединения усилий всех профильных органов государственной власти, уполномоченных по правам ребенка, профессионального сообщества в общенациональном деле сбережения жизни и здоровья каждого ребенка, обеспечения его благополучия решить эту глобальную задачу не удастся».

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка